Причины детского травматизма
Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:
- Поведение самого ребенка, получившего травму.
- Действия окружающих сверстников.
- Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
- Травмы, обусловленные поведением пострадавшего
Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.
Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.
Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.
Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.). С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.
-
- Травмы вследствие неправомерных действий сверстников
Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая). Особое внимание следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.
-
- Травмы вследствие недосмотра взрослых
Как выше уже было сказано большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном по недосмотру взрослых и нарушением правил безопасности в ОУ детьми. Так же, третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия.
Профилактика детского травматизма
- Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
- Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
- Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.
- Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарноэпидемиологическим правилам.
- Ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий.
- Работа по профилактике детского травматизма должна быть систематическая и плановая.
Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями:
-
- воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;
- формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
- разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;
- воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.
Мероприятия проводимые в школе для профилактики травматизма
- С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы 1-4 классов организованы подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекаются к организации данных мероприятий старшеклассники, волонтеры Первых.
- Разработана бальная система оценки поведения на переменах учащихся школы 1-11 классов. За нарушение дисциплины, техники безопасности учащимися начисляют или снимают баллы со всего класса. В конце каждой четверти проводится подведение итогов ив конце года награждается класс, среди учащихся которого не были отмечены нарушения техники безопасности.
- Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, учащихся обучает классный руководитель, педагог-психолог конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.
- В классных кабинетах оборудованы уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности.
- Регулярно проведятсяе беседы, инструктажи учащихся с использованием таких наглядных пособий как видеофильмы, телевизионные передачи.
- Проводится анкетирование, тренинги педагогов и учащихся на знания безопасного поведения в образовательной организации.
- Развивается координация движений у обучающихся, владения своим телом на уроках физической культуры.
- Шкафы, полки и вся остальная мебель в классах и на этажах надежно закреплены.
- По правилам внутреннего трудового распорядка педагоги не оставляют обучающихся одних; во время завтрака и обеда предупреждают возможные ожоги горячей пищей, следят за правильным использованием детьми столовых приборов (вилки, ложки и др. предметы); организуют и проводят классные часы, беседы, обучающие семинары; встречи с работниками ГИБДД, МЧС, полицией на транспорте и с медицинскими сотрудниками.
- Классы регулярно участвуют в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий;
- Проводятся совместные мероприятия по действиям в ЧС. с учреждениями здравоохранения
- Проводятся мероприятия административно-хозяйственного направления по благоустройству территории и здания школы, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей;
- Организуются и проводятся родительские собрания по профилактике травматизма в быту;
- Создано информационное поле по ответственности родителей за безопасность своих детей в ВК, сайте школы, стендах.